Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно,
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
Не творческий ПЕДАГОГ не сможет воспитать творческого ученика. Меняется жизнь – меняется подходы к образованию, чем быстрее меняется школа, тем быстрее и основательнее изменения в жизни.
Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в нашем учреждении строится следующим образом:
1. Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достиженийвоспитанников. Создание банка данных по талантливым и одарённым детям. Диагностика потенциальных возможностей детей. Психолого – педагогическое сопровождение детей.
2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности: разнообразие объединений дополнительного образования. Организация исследовательской деятельности. Организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
3. Контроль над развитием познавательной деятельности воспитанников: тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.
4. Работа с родителями одарённых детей: организация (по возможности) практической деятельности родителей и воспитанника после прохождения реабилитации в учреждении. Поддержка родителей талантливых детей.
5. Работа с педагогическим коллективом: обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: «Организация исследовательской работы с учащимися», «Создание ситуации успеха, атмосферы понимания на занятиях и во внеурочное время». Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию. Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.
6. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития воспитанников.
Формы работы по воспитанию талантливых учащихся, воспитанников, способных к интеллектуальной деятельности:
· олимпиадное движение,
· исследовательская работа,
· создание и защита творческих проектов,
· интеллектуальные марафоны,
· конкурсы разных уровней.